Когда я только начал пытаться заниматься дизайном на компьютере, в моём распоряжении был IBM PC 386DX под управлением Windows 3.1 и там был Photoshop (тоже третьей версии). О возможностях сего сооружения говорит то, что фильтр «постеризация» (то есть перевод картинки аж в 1000 пикселей по ширине из полноцвета в несколько фиксированных цветов) отрабатывал всю ночь и ещё оставлял время выпить кофе. Настраивает на философский лад… К тому же результат можно было посмотреть только в конце процесса — режим preview обрабатывался минут сорок! Примерно так. Если вам не понравился результат — жмите отмену, не стесняйтесь! Результат был примерно таков — зачем-то мне тогда горы надо было обработать:
А Illustrator и вовсе завис и не запустился. Обидно, я все-таки слышал, что это – профессиональная программа, а тут даже не посмотреть на неё. Враги и буржуи специально придумали её для дорогущего Macintosh, а мы пока бедные, но гордые!
Посему я поставил себе CorelDraw! Это был прорыв!!! Аналог Photoshop там был странный, но векторный редактор меня интересовал гораздо больше — мне ж надо было нарисовать себе визитки, в конце то концов! И CorelDraw таки заработал на этой моей железяке. С зависаниями, с бесконечными резервными копиями, сжирающими место на компе, я потихонечку начал разбираться в этом программном продукте. И он был хорош: косяки железа и софта пытались — и часто вполне успешно — компенсировать этим самым резервным копированием, интерфейс был вполне понятен, работа с кривыми — удобна, так что я всего за пару дней нарисовал там свой первый шедевр, примерно так:
Ну да, банально, но надо ж чего-то художнику на визитку придумать — не изобретать же велосипед… Повторение шедевра, к слову, заняло минут десять в Illustrator — и это не камень в огород Corel — просто для Mac больше не делают, а большая часть потерь рабочего времени дизайнера — это же муки творчества!
От Корела мне пришлось отказаться по банальной причине — я попал на деньги. Цветовой профиль, который зашивался в программу без моего ведома, увёл всё изображение в малиновый, макет пришлось пересобрать в Illustrator, тираж перепечатали, зарплату удержали. Зато был повод переучится.
Но мы отвлеклись. Итак, и CorelDraw!, и Illustrator являются профессиональными редакторами векторной графики со схожими и порой пересекающимися возможностями.
В чем силен Corel?
- Отсутствие существенных ограничений по размеру рабочего пространства, что определяет любовь к этой программе в компаниях по производству наружной рекламы. То есть если надо отправить на печать картинку размером с половину футбольного поля без пометок типа «масштаб 1:100» (а всегда есть шанс, что пометку не столько прочитают, сколько напечатают, и вы недолго будете радоваться, что дёшево и быстро как-то всё получилось) — то это то, что надо! Картинка, естественно, должна быть преимущественно векторная, чтобы предельно чётко смотрелась из космоса. Illustrator же поддерживает максимальный размер 5779,5 мм, что для нашего времени как-то даже несолидно — средних размеров билборд — 6х3 метров — уже не помещается.
- Работа со сложными кривым. Хотя… Вот тут мы и вступаем на зыбкую почву холиварности, и достоинства будут уже с многочисленными «но». Я 10 лет проработал в CorelDraw! (с 1994 по 2004 г.) и готов понять тех, кто любит эту программу. Довольно много сил и времени было потрачено на то, чтобы попробовать научить её правильно работать и что-то даже получалось — но отдельные недостатки не исправлены до сих пор — это сколько лет-то прошло? Работа со сложными кривыми изумительна, но есть странный глюк с заламыванием кривых при масштабировании, особенно многократном, так что в итоге можно получить что-нибудь вроде этого,
причём текст может даже не быть переведён в кривые — то есть воспроизводиться должен бы корректно. Впрочем, справедливости ради, Adobe Illustrator некоторых версий тоже подобным грешил, но именно с кривыми и при добавлении из редактируемой копии из библиотек, к примеру…
Странность, короче… Хотя шестерёнки в кореле рисовать удобнее.
- Цвета. В основном всё удобно и под рукой, но… Как же много этих но! Палитра по умолчанию почему-то включает в себя красивый (на экране) синий цвет, который на поверку оказывается фиолетовым (100% Cyan, 100% Magenta по CMYK). Проблема обнаруживается при попытке заказчика вернуть деньги за печать, поскольку на экране все выглядело совсем не так.
- Эффекты. Они великолепны. Они открывают широкие возможности, позволяют вам воплотить и осуществить… А вот ничего подобного — эффекты от CorelDraw давно уже стали притчей во языцах в препресс-бюро всего мира. Красивая на экране картинка даже в растровую графику без потерь переводится в редчайших случаях, а уж подвесить фотовыводящую машину на пару часов — это вообще обычное дело. В нашей практике были случаи, когда подготовка к печати кореловского файла стоила заказчику существенно больше, чем дизайн, увы…
Но предупреждён — значит вооружён. Зная заранее о подводных камнях вполне можно работать и в кореле и использовать его возможности по полной программе, но есть вещи, которые все прелести убивают на корню.
Недостатки:
- Работа с внешними файлами (links) реализована странно — она вроде есть, но почему-то не работает (ну или не работала, когда я с этим пытался побороться). Просто импорт есть, но иногда при этом к файлу автоматически цепляется цветовой профиль, а нужно оно далеко не всегда. К тому же при изменении внешнего файла его надо обновлять вручную, что крайне неудобно — в иллюстраторе это делается автоматом. И вес кореловского файла при попытке что-то прилинковать существенно увеличивается, чего быть, по идее, не должно.
- Волосяная линия (Hairline) — довольно сомнительная штука — при печати получается еле заметной прерывистой, но на экране выглядит довольно убедительно. Единственное, где может пригодиться — так это в подготовке макетов для плоттерной резки, в остальных случаях только мешает, так как выглядит очень похоже линию толщиной в 0,25 мм, к примеру. Если её не прибить до отправки в печать, то придётся объяснять, что это дизайн такой и я дизайнер, я так вижу.
- Работа с текстом — далеко не самая сильная сторона CorelDraw!, хотя и Illustrator нельзя причислить к программам вёрстки — но у Adobe для этого есть Indesign. В любом случае всё, что сложнее визитки или листовки — это уже не сюда.
- Экспорт. Самый корректный — в pdf, но в любом случае не помешает заверенная подписью автора цветная распечатка, чтобы была уверенность, что всё экспортировано как надо — поскольку может получиться «две большие разницы».
И вывод я сделал для себя только один — несмотря на заявленную многозадачность, CorelDraw — продукт в большой степени все-таки заточенный на наружную рекламу с упором на работу с кривыми.
В любом другом случае прекрасно подойдет Illustrator, тем паче, что возможности у него на самом деле ничуть не меньше, чем у его конкурента, к тому же результат на печати полностью соответствует тому, что видишь на экране — особенно если монитор откалиброван и цветовая модель верно задана. Хотя в принципе программы полностью взаимозаменяемы — посадите меня сейчас за PC, запретите Adobe на территории РФ (не накаркать бы) — справимся и с этим, с матюками, за пару деньков.
Данная публикация содержит оценочные суждения автора и не является поводом для нанесения тяжких телесных повреждений.
И кстати интересно — а вы, коллеги, чем пользуетесь?
Примерный результат ночи работы фотошопа на IBM PC III в 1984 году. Сейчас это занимает секунд 5 от силы