CorelDRAW! или Adobe Illustrator: старинный дизайнерский спор с точки зрения дизайнера, в них работающего

16 мая 61

Когда я только начал пытаться заниматься дизайном на компьютере, в моём распоряжении был IBM PC 386DX под управлением Windows 3.1 и там был Photoshop (тоже третьей версии). О возможностях сего сооружения говорит то, что фильтр «постеризация» (то есть перевод картинки аж в 1000 пикселей по ширине из полноцвета в несколько фиксированных цветов) отрабатывал всю ночь и ещё оставлял время выпить кофе. Настраивает на философский лад… К тому же результат можно было посмотреть только в конце процесса — режим preview обрабатывался минут сорок! Примерно так. Если вам не понравился результат — жмите отмену, не стесняйтесь! Результат был примерно таков — зачем-то  мне тогда горы надо было обработать:

Примерный результат ночи работы фотошопа на IBM PC III в 1984 году. Сейчас это занимает секунд 5 от силы

А Illustrator и вовсе завис и не запустился. Обидно, я все-таки слышал, что это – профессиональная программа, а тут даже не посмотреть на неё. Враги и буржуи специально придумали её для дорогущего Macintosh, а мы пока бедные, но гордые!

Посему я поставил себе CorelDraw! Это был прорыв!!! Аналог Photoshop там был странный, но векторный редактор меня интересовал гораздо больше — мне ж надо было нарисовать себе визитки, в конце то концов! И CorelDraw таки заработал на этой моей железяке. С зависаниями, с бесконечными резервными копиями, сжирающими место на компе, я потихонечку начал разбираться в этом программном продукте. И он был хорош: косяки железа и софта пытались — и часто вполне успешно — компенсировать этим самым резервным копированием, интерфейс был вполне понятен, работа с кривыми — удобна, так что я всего за пару дней нарисовал там свой первый шедевр, примерно так:

Ну да, банально, но надо ж чего-то художнику на визитку придумать — не изобретать же велосипед… Повторение шедевра, к слову, заняло минут десять в Illustrator — и это не камень в огород Corel — просто для Mac больше не делают, а большая часть потерь рабочего времени дизайнера — это же муки творчества!

От Корела мне пришлось отказаться по банальной причине — я попал на деньги. Цветовой профиль, который зашивался в программу без моего ведома, увёл всё изображение в малиновый, макет пришлось пересобрать в Illustrator, тираж перепечатали, зарплату удержали. Зато был повод переучится.

Но мы отвлеклись. Итак, и CorelDraw!, и Illustrator являются профессиональными редакторами векторной графики со схожими и порой пересекающимися возможностями.

В чем силен Corel?

  1. Отсутствие существенных ограничений по размеру рабочего пространства, что определяет любовь к этой программе в компаниях по производству наружной рекламы. То есть если надо отправить на печать картинку размером с половину футбольного поля без пометок типа «масштаб 1:100» (а всегда есть шанс, что пометку не столько прочитают, сколько напечатают, и вы недолго будете радоваться, что дёшево и быстро как-то всё получилось) — то это то, что надо! Картинка, естественно, должна быть преимущественно векторная, чтобы предельно чётко смотрелась из космоса. Illustrator же поддерживает максимальный размер 5779,5 мм, что для нашего времени как-то даже несолидно — средних размеров билборд — 6х3 метров — уже не помещается.
  2. Работа со сложными кривым. Хотя… Вот тут мы и вступаем на зыбкую почву холиварности, и достоинства будут уже с многочисленными «но». Я 10 лет проработал в CorelDraw! (с 1994 по 2004 г.) и готов понять тех, кто любит эту программу. Довольно много сил и времени было потрачено на то, чтобы попробовать научить её правильно работать и что-то даже получалось — но отдельные недостатки не исправлены до сих пор — это сколько лет-то прошло? Работа со сложными кривыми изумительна, но есть странный глюк с заламыванием кривых при масштабировании, особенно многократном, так что в итоге можно получить что-нибудь вроде этого,

Заломы кривых при масштабировании даже в шрифтах, непереведённых в кривые — очень неприятная «мелочь», которую иногда, к тому же, далеко не сразу замечаешь...

причём текст может даже не быть переведён в кривые — то есть воспроизводиться должен бы корректно. Впрочем, справедливости ради, Adobe Illustrator некоторых версий тоже подобным грешил, но именно с кривыми и при добавлении из редактируемой копии из библиотек, к примеру…

Странность, короче… Хотя шестерёнки в кореле рисовать удобнее.

  1. Цвета. В основном всё удобно и под рукой, но… Как же много этих но! Палитра по умолчанию почему-то включает в себя красивый (на экране) синий цвет, который на поверку оказывается фиолетовым (100% Cyan, 100% Magenta по CMYK). Проблема обнаруживается при попытке заказчика вернуть деньги за печать, поскольку на экране все выглядело совсем не так.
  2. Эффекты. Они великолепны. Они открывают широкие возможности, позволяют вам воплотить и осуществить… А вот ничего подобного — эффекты от CorelDraw давно уже стали притчей во языцах в препресс-бюро всего мира. Красивая на экране картинка даже в растровую графику без потерь переводится в редчайших случаях, а уж подвесить фотовыводящую машину на пару часов — это вообще обычное дело. В нашей практике были случаи, когда подготовка к печати кореловского файла стоила заказчику существенно больше, чем дизайн, увы…

Но предупреждён — значит вооружён. Зная заранее о подводных камнях вполне можно работать и в кореле и использовать его возможности по полной программе, но есть вещи, которые все прелести убивают на корню.

Недостатки:

  • Работа с внешними файлами (links) реализована странно — она вроде есть, но почему-то не работает (ну или не работала, когда я с этим пытался побороться). Просто импорт есть, но иногда при этом к файлу автоматически цепляется цветовой профиль, а нужно оно далеко не всегда. К тому же при изменении внешнего файла его надо обновлять вручную, что крайне неудобно — в иллюстраторе это делается автоматом. И вес кореловского файла при попытке что-то прилинковать существенно увеличивается, чего быть, по идее, не должно.
  • Волосяная линия (Hairline) — довольно сомнительная штука — при печати получается еле заметной прерывистой, но на экране выглядит довольно убедительно. Единственное, где может пригодиться — так это в подготовке макетов для плоттерной резки, в остальных случаях только мешает, так как выглядит очень похоже линию толщиной в 0,25 мм, к примеру. Если её не прибить до отправки в печать, то придётся объяснять, что это дизайн такой и я дизайнер, я так вижу.
  • Работа с текстом — далеко не самая сильная сторона CorelDraw!, хотя и Illustrator нельзя причислить к программам вёрстки — но у Adobe для этого есть Indesign. В любом случае всё, что сложнее визитки или листовки — это уже не сюда.
  • Экспорт. Самый корректный — в pdf, но в любом случае не помешает заверенная подписью автора цветная распечатка, чтобы была уверенность, что всё экспортировано как надо — поскольку может получиться «две большие разницы».

И вывод я сделал для себя только один — несмотря на заявленную многозадачность, CorelDraw — продукт в большой степени все-таки заточенный на наружную рекламу с упором на работу с кривыми.

В любом другом случае прекрасно подойдет Illustrator, тем паче, что возможности у него на самом деле ничуть не меньше, чем у его конкурента, к тому же результат на печати полностью соответствует тому, что видишь на экране — особенно если монитор откалиброван и цветовая модель верно задана. Хотя в принципе программы полностью взаимозаменяемы — посадите меня сейчас за PC, запретите Adobe на территории РФ (не накаркать бы) — справимся и с этим, с матюками, за пару деньков.

Данная публикация содержит оценочные суждения автора и не является поводом для нанесения тяжких телесных повреждений.

И кстати интересно — а вы, коллеги, чем пользуетесь?